Требования к проектам
Представляемые материалы должны включать:
1. Отчет о проведенных исследованиях;
2. Сопроводительные справки и документы.
Отчет о проведенных исследованиях должен содержать:
1. Титульный лист, на котором следует написать:
Название проекта, фамилия, имя автора, класс, школа.
Ф.И.О. руководителей.
Год (годы) проведения работы.
2. Оглавление, перечисляющее разделы отчета с указанием страниц.
3. Введение: В этом разделе следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта), на решение какой проблемы направлено исследование, а также указать место (название и географическое местоположение), сроки и продолжительность выполнения проекта, какими силами выполнен проект.
4. Объект исследования: Постарайтесь дать достаточно полное описание объекта, включив в него все характеристики, имеющие значение для проведенного исследования, в том числе:
- кратко: сведения о рельефе, климате, современном состоянии растительности и животного мира. Желательно приложить подробную карту-схему (с указанием масштаба), рисунки, фотографии, графики и другой иллюстративный материал.
- о традиционном природопользовании в этой местности, топонимике, населении (численность, этнический состав, основные занятия, и т.д.), о современном использовании объекта в хозяйственной и культурной жизни людей.
5. Методы исследования: Если необходимо, включите в отчет обоснование выбора того или иного использованного в работе метода. В каких работах использовались те же подходы для решения аналогичных задач? Или в каких методических материалах были найдены соответствующие рекомендации? Простая ссылка на мнение специалиста (научного консультанта), наверное, не самый интересный ответ. Постарайтесь подумать, как еще можно было бы решить поставленную задачу.
Объясните, почему для получения выводов достаточно полученного объема данных.
Опишите методики с учетом тех адаптаций, которые были сделаны для их использования в ваших конкретных условиях. Описания должны быть достаточно подробными, чтобы читатель мог понять все этапы проделанной вами работы.
6. Результаты исследований: Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в тезисах, таблицах, графиках, диаграммах. Отчет обязательно должен содержать исходные полученные школьниками данные, а не только их итоговые обобщения.
7. Выводы: Сопоставьте полученные данные с поставленными задачами. Какие выводы могут быть сделаны на основании ваших данных? Являются ли выявленные закономерности статистически достоверными или в каких-то случаях необходимы дополнительные исследования? Какие новые задачи представляется оправданным поставить с учетом полученных вами результатов?
8. Прогноз: На основании полученных результатов оцените экологическое состояние объекта на момент проведенного исследования. Попытайтесь также дать прогноз изменения этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
9. Программа действий: Программа практических действий по оздоровлению или сохранению изучаемого объекта должна опираться на результаты проведенных вами исследований. (Часто даже хорошая работа завершается рекомендациями общего характера, которые можно было бы написать «из головы», не собирая никаких данных об экологическом состоянии объекта. Постарайтесь избежать этой ошибки.) В программу действий должны входить как мероприятия, выполнение которых относится к компетенции местных и региональных органов власти, так и рекомендации населению, в том числе — перечень дел, которые планируют выполнить сами школьники. Отдельно опишите результаты уже проведенных вами природоохранных мероприятий.
Работа, предназначенная для выполнения школьниками, должна учитывать их возможности.
10. Список использованной литературы: Список использованной литературы составляется в соответствии с правилами, принятыми для научных публикаций (изучите список литературы в какой-либо монографии или сборнике работ по экологии и примите его за образец).
Обратите внимание на то, что «Список использованной литературы» — это не перечень всех книг, которые вы прочитали при подготовке к работе.
Книга или статья, на которые вы ссылаетесь, должны быть непосредственно использованы во введении, в описании использованных методик или при сравнительном обсуждении результатов. В соответствующем месте вашего отчета должна быть приведена ссылка на цитируемую или обсуждаемую работу (например, указан ее номер в списке литературы).